В 1837 г., императрица Александра Фёдоровна получает в подарок имение Ореанда от своего супруга Николая I и заказывает проект дворца берлинскому архитектору Карлу-Фридриху Шинкелю. Предложенное в 1839 г. архитектурное решение К.Ф. Шинкеля вызвало восхищение царской семьи, но от проекта отказались по причине высокой стоимости.

В 1840 г. для создания новой версии проекта пригласили профессора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. «Проект дворца в Ореанде» стал одним из лучших творений архитектора А.И.Штакеншнейдера.

Петергбургский зодчий, сохранив общую идею, стиль и планировку задуманного ансамбля, полностью изменил его масштаб. Он значительно уменьшил размеры будущего дворца и, переместив его с вершины горы на одну из горных террас, спускающихся к морю, смягчил «крепостной» характер здания. За основу композиции А.И. Штакеншнейдер взял план римского дома с атриумом, окруженным дорическими портиками. Он стал центром, вокруг которого были сгруппированы парадные интерьеры. Внешняя архитектура дворца носила ярко выраженный ренессансный характер. В 1842 году император утвердил новый проект. Строительство дворца продолжалось 10 лет и было полностью завершено к осени 1852 года. Мастера трудились под руководством архитекторов Л.В. Камбиаджио и К.И. Эшлимана. Всеми каменными работами от начала и до завершения стройки заведовал англичанин Вильям Гунт.

На фоне суровых скал и тёмной растительности царский дворец казался «волшебным замком», он выглядел лёгким и воздушным благодаря белизне инкерманского камня, открытым галереям и балконам, живописному завершению крыши.

В ночь с 7 по 8 августа 1881 г. пожар уничтожил прекрасное творение архитектуры XIX века, и только через 66 лет руины царского дворца были разобраны. После окончания Великой Отечественной войны, по приказу Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина началось строительство санаторного комплекса «Нижняя Ореанда» .

В 1958 году на месте где располагался царский дворец, по проекту архитектора М.Я. Гинзбурга был построен главный корпус санатория (ныне корпус «Империал»). Поскольку строительство этого корпуса завершалось уже после смерти Гинзбурга , когда тенденции «помпезности» и «украшательства» в советской архитектуре из года в год усиливались, то проект претерпел изменения в сторону обогащения внешнего облика и особенно интерьеров здания. Корпус выстроен в виде роскошного двухъярусного «римского» дворца с широкими лестницами, ведущими на второй ярус.

Одновременно с корпусом «Империал» были построены береговой лифт, причалы и укрепительные сооружения пляжа.

После Октябрьской революции интерес к «Нижней Ореанде» проявляется в конце 1930-х годов, когда по указанию И.В. Сталина в Крыму начинается строительство новых курортных здравниц.

Одним из ведущих архитекторов по их возведению стал М.Я. Гинзбург.

Гинзбург много работал в Крыму. В 1917—1921 годах он жил на полуострове и изучал народное зодчество крымских татар. Переехав в Москву, в 1925 году Гинзбург и братья Веснины организовывали Объединение современных архитекторов, в которое вошли ведущие конструктивисты.

В начале 1930-х гг. М. Я. Гинзбург возглавлял группу проектировщиков, работавшую над проектом районной планировки Южного берега Крыма. Санаторий «Нижняя Ореанда» — первый санаторий на Южном берегу Крыма, построенный после окончания Великой Отечественной войны.

Работать над проектом архитектор Гинзбург начал еще в 1940 году. Но строительство первой очереди санаторного комплекса «Нижняя Ореанда» осуществилось только в 1948 г., уже после его смерти.

Одновременно с корпусом-люкс (ныне «Кремлёвский») был выстроен административный корпус, а также вся инфраструктура, необходимая для жизнедеятельности санатория.

Корпус «Кремлёвский» был возведён в скромном палладианском стиле с использованием элементов конструктивизма. В плане он представлял собой замкнутый прямоугольник с арочными проёмами на фасадах и внутренним двором-атриумом и был рассчитан всего на 40 мест. Здание расположено на пологом рельефе с понижением в сторону моря и примыкает к крутому спуску, ведущему к берегу.

В 1950 году также по проекту М.Я. Гинзбурга было построено здание Лечебного корпуса санатория «Нижняя Ореанда». В элитной здравнице работали лучшие врачи-курортологи и было установлено новейшее медицинское оборудование того времени.

К концу 50-ых годов прошлого столетия «Нижняя Ореанда» стала любимым местом отдыха руководителей страны и вождей Коммунистической партии Советского Союза, выдающихся деятелей науки, культуры и искусства.

Здесь неоднократно бывали Нобелевские лауреаты Н. Басов и А. Прохоров, академики Л. Ландау и И. Курчатов, режиссеры Н. Сац, И. Пырьев, С. Образцов, Е. Матвеев, актеры И. Ильинский, Р. Плятт, И. Макарова, певицы Л. Зыкина и М. Биешу, балерины О. Лепешинская, Г. Уланова и М. Плисецкая, а также известные политики, дипломаты и многие другие легендарные личности XX века.

Храм Пресвятой Божией Матери в Ореанде был построен в 1885 году по заказу Великого князя Константина Николаевича Романова.

Храм выполнен в грузино-византийском стиле по проекту академика архитектуры А.А.Авдеева. Церковь была богато украшена мозаичными образами и орнаментами работы итальянского мозаичиста Антонио Сальвиати. В украшении храма также принимали участие такие знаменитые живописцы и орнаментисты как князь Г.Г. Гагарин, бывший Вице-президент Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, академики Д.И.Гримм, М.В.Васильев.

В конце XIX-начале XX вв. храм считался одним из красивейших на Южном берегу Крыма. В этом благодатном месте служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Начиная с Александра III, вся царская семья молиласьздесь, когда отдыхала на Южнобережье.

В 1924 году храм был закрыт и передан в ведение ОХРИСа, чтобы использовать его в качестве экскурсионного объекта как памятник архитектуры. В 1928 году, храм предполагали снести, но вступились защитники памятников культуры и храм уцелел. В послевоенный период церковь использовалась под механические мастерские, строительный и овощной склады.

В 1992 году храм вернули Церкви. И теперь мы снова можем видеть редкое изображение Спасителя в отроческом возрасте, двенадцать апостолов, полный образ иконы Покрова Пресвятой Богородицы и частично сохранившиеся лики святых.

Парк в Ореанде начал формироваться еще в 30-х годах XIX века под руководством английского садовника В. Росса. Он разбивался в ландшафтном стиле. Планировка его и новые насаждения делались таким образом, чтобы сохранить своеобразие Ореанды, не нарушая ее «дикой» , первозданной красоты.

Основная планировка парка была проведена в период построения дворца. В апреле 1849 года архитектор Штакеншнейдер составил генеральный план переустройства всего сада и детальный проект части сада вокруг дворца. Как пишет Штакеншнейдер, «дворец построен на таком месте, где крутом его должен быть разведен сад», а поэтому он предлагает «спланировать и отделать площадь перед дворцом до 625 кв. саж», высадить 1 тысячу разных деревьев и до 5 тысяч кустарников разных сортов.

Новые посадки представляли субтропики различных районов всего земного шара. Однако, делая многочисленные посадки, садовники органично включали в них экземпляры местной крымской флоры. До сих пор в центре парка, напротив главного корпуса, возвышается огромный восточный платан. Платан восточный (также чинар, чинара) — древесное растение, вид рода Платан (Platanus), семейства Платановые (Platanaceae). В природе восточный платан достигает колоссальных размеров и исключительного долголетия.

Великолепный платан Нижней Ореанды — это самый крупный и один из самых старых платанов на Южном берегу. Его возраст насчитывает более 200 лет, высота 30 м. и окружность ствола составляет 6,5 м.

Этот платан на протяжении всего XIX века бережно охранялся, вокруг него не делалось никаких посадок. В результате своими могучими широко разметавшимися в стороны и опустившимися до земли ветвями, платан образовал своеобразный шатер.

Под этим деревом любил отдыхать и проводить военные смотры в октябре 1910 г. и мае 1912 г. последний правитель Российской империи Николай II. Здесь прогуливались Некрасов, Бунин, Чехов, Айвазовский и многие другие великие и знаменитые ценители красот Нижней Ореанды навсегда вписавшие свои имена в мировую историю.

В 1920 г. после установления советской власти в Крыму, Ореанда, как и другие царские имения, была национализирована. В летний период под сенью платана устраивались лагеря отдыха для строителей «нового мира».

На сегодняшний день дерево платана восточного является настоящей гордостью парка Нижней Ореанды. Оно относится к категории памятников природы, считается уникальным и имеет самостоятельную научную, эстетическую и историческую ценность.

В 1825 году император Александр I, по приглашению графа М. Воронцова, совершает поездку по Крыму. Проезжая Ореанду, он настолько поражён её красотой , что решает основать здесь свое имение.

Однако в том же 1825 году Александр I умирает, и имение по наследству переходит к его младшему брату Николаю.

В 1837 году император Николай l отправляется в путешествие по Крыму и 17 сентября 1837 г. царская семья направляется в Ореанду. Вот как описывает очевидец их прибытие : «Приехав к воротам, ведущим в Ореандский парк, император остановил лошадь и подошёл к императрице объявил, что он дарит ей Ореанду.

В тот же день осмотрели возведенные по проектам архитектора Ф. Эльсона постройки: «домик с башней» для гостей, оранжерею, дома управляющего имением, садовника и винодела. К Высочайшему приезду тщательно отремонтировали и небольшой «императорский» домик, в котором в 1825 году останавливался Александр I и обедал с друзьями: покрыли крышу черепицей, изменили потолок, а к фасаду пристроили галерею.

После кончины 20 октября 1860 года императрицы Александры Федоровны, Ореанда перешла во владение Великого князя Константина Николаевича и вплоть до 1894 г. пребывала в статусе великокняжеского, а не царского имения.

1881 год оказался для Константина Николаевича роковым.

1 марта в Петербурге взрывом бомбы террориста Гриневицкого был убит император Александр II. С ним окончилась эпоха либеральных реформ, которые вели страну к конституционной монархии. При новом императоре Александре lll великий князь оказался не у дел. Он был отстранен почти от всех занимаемых должностей.

Лето 1881 г. князь проводит в Ореанде. В ночь с 7 на 8 августа произошло драматическое событие — в Ореанде сгорел дворец по недосмотру. После пожара Константин Николаевич решил обосноваться в «императорском домике», в котором и жил во время теперь уже частых и длительных приездов в свое любимое имение Ореанда. В связи с этим домик переименовали в «адмиральский» — по званию его хозяина.

В Адмиральском домике фасад здания был решен в стиле татарской народной архитектуры со стрельчатыми окнами и деревянной галереей с резьбой. В левой половине располагалась комната Константина Николаевича, а через сени, в правой — комната адьютанта. Несколько небольших комнат в задней части домика занимала прислуга.

Великий князь Константин Николаевич прожил в этом домике с 1881 — 1889 гг. В 1889 году после инсульта, парализованный, он был перевезен в свое имение Павловск под Петербургом.

В укромном уголке великолепного парка «Нижней Ореанды» с классическим розарием, ухоженными клумбами, и аккуратными дорожками расположена изящная беседка «Айвазовского». Из неё открывается чудный вид на Большую Ялту.

Здесь, где лазурное небо сливается с безбрежной синью, часто писал морские пейзажи И.К.Айвазовский (1817-1900).

Замечательного мариниста связывала тесная и многолетняя дружба с владельцем имения Великим князем Константином Николаевичем Романовым. Как вспоминает внук художника в своих морских записках «из далёкого прошлого», изданных а 1948 г. обществом русских офицеров в Америке – Великий князь и великий художник всегда переписывались и на письменном столе И.К.Айвазовского постоянно стоял портрет Константина Николаевича. Такая же дружба связывала художника и со свитой Великого князя, поэтому Константин Николаевич свои телеграммы Айвазовскому подписывал: «Твои Ореандские друзья».

Сегодня белоснежная беседка, названная в честь выдающегося художника-мариниста, — любимое место отдыха и вдохновения философов, романтиков и влюблённых. Здесь, в покое и уединении, продолжают создавать свои художественные произведения современные живописцы и поэты.

Владельцы Ореандского имения стремились сделать всё так, чтобы и в английском саду, и в лесопарке чувствовалось «тихое, отрадное спокойствие». Проектируя ландшафтный парк в Ореанде, архитектор А.Штакеншнейдер использовал естественные природные ситуации, преображая их в ландшафтные объекты.

Одним из таких объектов стало «Лебединое озеро», расположенное близ дворца у самого подножия скалы, вершина которой была украшена ротондой.

Когда смотришь сейчас на живописный уголок парка с прудами, окружёнными бамбуковой рощей, трудно себе представить, что когда-то на этом месте было болото. Планируя этот участок парка, Штакеншнейдер писал в своих предложениях: «Под скалой (на которой установлена ротонда) имеется несколько ключей, и от оных место это обратилось в болото, почему необходимо нужно на тех местах вырыть небольшие пруды с сохранением больших дерев». Пруды предлагалось выкопать глубиной в 1,5 аршина ( для этого надо было вырыть грунт до 20 куб саж.), «дно обложить мелкими каменьями, а берега — крупными».

Вокруг прудов были высажены тюльпанные деревья и бамбук.

В пруды запустили белых лебедей, которые пополнялись трогательным потомством, величаво скользящим по зеркальной поверхности прудов.

В 1837 году император Николай I дарит своей жене императрице Александре Федоровне имение Нижняя Ореанда, доставшееся ему в наследство от его брата императора Александра I.

В 1842-1852 гг. происходит строительство первого императорского дворцового комплекса в Крыму в Нижней Ореанде по проекту архитектора А. Штакеншнейдера.

Первой постройкой в дворцовом комплексе (1843 г.) стала прекрасная белокаменная ротонда. Она увенчала один из утесов Ореанды. Ротонда была выполнена в стиле «неогрек» и представляет собой восемь семиметровых колонн дорического ордера, высеченных из керченского штучного камня лучшего качества с прекрасной проработкой капителей, архитравов, карнизов. Ротонда сразу стала визитной карточкой царского имения. От дворца к ней вела лестница в несколько сот ступеней. От ротонды открывались чудесные виды на Ялту и Южное побережье.

После пожара во дворце в 1882 году ротонда стала единственным архитектурным объектом , оставшимся от первоначального дворцового комплекса. С начала XX века, это было наиболее посещаемое место на Южном берегу Крыма.

Особенно любил прогулки из Ливадии по Горизонтальной тропе император Николай II, который вместе с семьей и свитой часто посещал ротонду.

Неповторимым украшением Нижней Ореанды являются скалы и горы. Самой эффектной из этих гор представляется скала Крестовая, носившая в древности название Урьянда, площадь которой составляет 7 га. Высота над уровнем моря — 204 м., из них 176 м. — это крутой обрыв , у подножия которого разрослась можжевеловая роща. На склонах скалы растёт много зарослей земляничника и можжевелово-фисташковый лес с 500—700-летними деревьями.

На вершине скалы Урьянда археологами были обнаружены остатки средневекового города , существовавшего здесь с VIII века.

После 1837 года название скалы Урьянда было изменено на Крестовая. Это изменение было связано с посещением Крыма семьей императора Николая I, который подарил Ореанду своей жене императрице Александре Федоровне.

В одно из посещений Ореанды императрица Александра Федоровна вместе с графом и графиней Воронцовыми, поднялась на вершину скалы Урьянда, установила там деревянный крест и посадила собственноручно куст вечнозеленого лавра. Впоследствии этот крест был заменен на чугунный высотой 3,5 м. С тех пор скала стала называться Крестовой.

В 1955 г. на Крестовой состоялся первый чемпионат СССР по скалолазанию.

С 1965 г. скала является комплексным памятником природы.

С 1861 по 1892 г.г. владельцем Ореанды был великий князь Константин Николаевич, и несомненно, что одна «из затей художника» (как о том писалось в путеводителе) принадлежит именно ему.

Великий князь Константин Николаевич родился в 1827 году. Его отец император Николай I решил, что Константин должен сделать карьеру военного моряка и спяти лет поручил его воспитание выдающемуся моряку и учёному — адмиралу Фёдору Литке. По сути, он был первым отпрыском Дома Романовых, который стал профессиональным моряком.

21 января 1853 года Константин Николаевич вступил в управление морским министерством и был произведён в вице-адмиралы.

Как человек, посвятивший свою жизнь морскому делу, Константин Николаевич решает украсить парк в своей любимой Ореанде небольшими водоёмами, которым была предана форма южных морей, входивших в состав Российской империи.

В 1879 году на территории парка, неподалёку от Адмиральского домика были созданы оригинальные макеты бассейнов, которые повторяли контуры Чёрного, Азовского, Каспийского и Аральского морей.

Вокруг водоёмов были высажены вечнозелёные растения. Аккуратной и регулярной их стрижкой садовники добивались очертаний Крымских гор и Кавказского хребта.

Парк в Нижней Ореанде начал формироваться еще в 30-х годах XIX века под руководством английского садовника Росса, и разбивался в ландшафтном стиле. Во всех планах того времени парк назывался «английским садом».

В течение весны 1837 г. выписывали и получали из Риги из большого «Ботанического заведения Карла Вагнера» саженцы деревьев и рассаду цветов. В то время в парке было высажено несколько разновидностей магнолий, 22 вида георгин, туберозы, анемоны, камелии, пеларгонии, фиалки, портулак и много других цветов. Основная планировка парка была проведена в 1840-х гг. в период построения дворца для императрицы Александры Федоровны. В 1849 г. архитектор Штакеншнейдер составил генеральный план переустройства всего сада и детальный проект части сада вокруг дворца и предложил высадить 5 тысяч кустарников разных сортов.

Знаменитые садоводы Кебах и Делингер воссоздали ландшафты разных стран, используя экзотические и местные виды растений.

В парке представлено свыше 100 видов растений, большинство из которых были завезены с юга Европы и Кавказа: пирамидальные кипарисы, атласские голубые кедры, благородный лавр, крупноцветковые магнолии, фотинии, европейские маслины, колоновидные тисы, бамбук и другие экзотические растения.

Самой экзотической достопримечательностью «Нижней Ореанды» является скала Мачтовая.

Она расколота на две огромные серые глыбы и высится у морского берега. В ней спрятан грот, остаток пещеры, в которой в начале XX века археологом Жуковым была обнаружена стоянка первобытного человека. Скала Мачтовая и грот интересны не только как природные и археологические памятники. Во времена, когда Ореанда принадлежала царствующей семье Романовых, на Мачтовой скале поднимался императорский флаг на флагштоке высотой 16 м, его уключины сохранились и по сей день.

В период первой русской революции (1905-1907 гг.) в гроте «под носом у царя» находилась подпольная типография Ялтинской организации РСДРП, в которой печатались прокламации с призывами о свержении самодержавия.

В советское время скала Мачтовая и её грот были задействованы в съёмках популярных приключенческих фильмов «Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ», «Морской охотник» и др.

Ореанда сохранила свою неповторимую красоту и редкую на побережье тишину. Она господствует и над большим старинным парком, и над обнаженными скалами, придающими местности суровый вид. От них, как полагали некоторые исследователи, и произошло название Ореанды — «скалистая»